1. Музейная
    экспозиция

  2. Графический
    дизайн

  3. Наружная
    реклама

  4. Изделия для
    интерьера

2003-2008 Сокровища кочевников Евразии

«Сокровища кочевников Евразии» — экспозиция редкого фонда (так называемая "Золотая комната") состоящая из двух залов, была создана в период с 2003-2006гг.
Это был первый серьезный музейный проект, осуществленный нами, дизайнерской фирмой "Рекламас".
Редкий фонд представляет уникальные произведения древнего искусства. Предметы из богатейшей археологической коллекции экспонировались в Японии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Австрии, Германии, в музеях г.Москвы, в Государственном Эрмитаже, в городах Ростове-на-Дону и Краснодаре. В экспозиции представлено около 18000 предметов из золота, серебра, полудрагоценных камней, а также археологические находки из бронзы, стекла, глины.
Экспонаты из "Золотой комнаты" часто и подолгу путешествовали по миру, но дома, в родном музее, самой "комнаты" по сути и не было. Все хранилось в фондах, иногда показывалось зрителям на временных выставках. Не удивительно, что после строительства новых музейных корпусов, первой постоянной экспозицией и стало "Золото кочевников Евразии".

Экспозиция состоит из двух залов - первого, небольшого, представляющего памятники материальной культуры бронзового века, украшений из погребений скифского периода,  и второго обширного зала, с экспонатами. поражающих своей роскошью. Это зал сарматского и половецкого золота.
Для посещения двух залов необходимо проследовать по лестничной клетке, где представлены архивные материалы 70-80-х годов 20-го века с археологических раскопок скифских, сарматских и половецких курганов. Таким образом создан некий временной буфер между веком 19 в залах музея и временем "проживания" экспонатов. 
"золотая комната" коллекция сарматского золота в Азлвском музее   

Первый, небольшой "Скифский зал"  тематически состоит из двух частей: - экспозиция бонзового века (4 тыс. до н.э.) и  - собственно экспозиция Скифского периода, которая начинает историю кочевых народов Евразии, продолженную в следующем, 2-м, основном зале, посвященному сарматскому и половецкому золоту.
Формально, деление на части выражается в разделение зала двумя встречающимися полуарками, символизирующими "Диалог времен", или "Мост между Востоком и Западом". Впрочем, археологи сразу нашли свою аналогию со склепом, с захоронением катакомбного периода (а также, полуарки послужили для сокрытия конструктивных особенностей помещения с низким потолком и выделенными бетонными перекрытиями посредине зала).

  Сокровища кочевников Евразии зал 1
В оформлении зала важная роль отводится верхнему экспозиционному поясу на основе трассированных изображений людей и животных так называемого "Звериного стиля". Изображения выполнены с использованием серебристых материалов, появляющихся и таинственно исчезающих в полумраке в зависимости от нахождения зрителя.

В оформлении первой части "Скифского зала" использованы абстрактные фактуры, повторяющие и перекликающиеся с геометрическими мотивами, нанесенными на поверхностях экспонатов. (возрастом более 4 тысяч лет!!!)  

В оформлении второй части экспозиции этого 1-го зала важная роль отводится верхнему экспозиционному поясу, который выполнен на основе трассированных стилизованных изображений людей и животных так называемого "Звериного стиля". Изображения выполнены с использованием серебристых материалов, взависимости от нахождения зрителя - появляющихся и таинственно изчезающих в полумраке.  Учитывая уникальность многих экспонатов, большое значение придавалось системам охраны, вследствие чего некоторые витринные комплексы были выделены в отдельные защищенные конструкции с задним доступом для обслуживания экспонатов.         

2-й зал экспозиции состоит из витрин с экспонатами, манекенами и реконструкциями, расположенных по периметру и центральной части — раздел «сарматский тайник», где находится наиболее ценные экспонаты и витрина с антивандальным стеклом. Там же размещен мультимедийный комплекс с плазменной панелью и сенсорной насадкой. Пространство организовано с помощью полупрозрачных витринных перегородок, позволяющих избирательно просматривать группы экспонатов в общем объеме зала.  

панорама сарматского тайника "Золотой комнаты" Азовского музея

 

Загрузка плеера

"золотая комната" коллекция сарматского золота в Азлвском музее"золотая комната" коллекция сарматского золота в Азлвском музее

В 2006 году экспозиция получила диплом 1 степени в номинации «Оформление музейной экспозиции» на Всероссийском конкурсе «Интермузей»  

"золотая комната" коллекция сарматского золота в Азлвском музее 
  Среди разнообразных археологических предметов огромный интерес представляют изделия из драгоценных металлов.
Страсти вокруг золота разгорались с тех самых пор, как оно было впервые обнаружено. С течением времени золотые предметы приобретали особый сакральный смысл для его владельцев. Из золота и серебра изготавливали лишь украшения и культовые вещи. Особое положение золота среди других минералов доказывает его обожествление. В мировой истории золото всегда служило символом могущества, мерилом процветания стран и народов.
Археологическими исследованиями установлено, что первым металлом, служившим человечеству, было золото, использование которого началось ещё за двенадцать тысяч лет до нашей эры.
Наиболее древние изделия из золота и серебра из коллекции Азовского краеведческого музея датируются вторым тысячелетием до нашей эры.  
Воинская среда определяла формирование эстетических принципов скифского искусства, которые проявлялись не только в выборе сюжетов, но и в стиле изображений. В зверином стиле украшали преимущественно оружие и предметы конского снаряжения, а также ритуальную посуду и костюм. Мотивы хищных животных и птиц или их частей – глаза, когти, лапы, раскрытая пасть – не только имели орнаментальное назначение, но носили ещё и сакрально-магический характер. Они как бы усиливали боевые качества оружия и коня, придавали особую силу, смелость, меткость удара, быстроту воинам-всадникам.
  "золотая комната" коллекция сарматского золота в Азлвском музее
Искусство звериного стиля, органически связанное с вещами определённого назначения, отличается приспособленностью к формам этих вещей, умением размещать фигуры в пространстве, сочетанием живого реализма со своеобразной стилизацией образов. Искусство скифо-сибирского звериного стиля называют искусством экспрессивных деформаций.
"золотая комната" коллекция сарматского золота в Азлвском музее


2006 г.

a308.ru - авторский сайт Юрия Бессмертного

Комментарии

Имя пользователя *
Электронный адрес
Страница
Текст сообщения: *
Напишите слово реклама: